Две повести о любви и «заедании»

Spread the love

Книга издательского дома «Самокат» «Крупная кость. Зефирный Жора», в которой под одной обложкой уместились два автора – Елена Соковенина и Антонина Шипулина, сразу  заставляет думать о еде. Так уж получилось, что обе повести именно о ней, а вернее, о тех проблемах, которые она может доставлять. Но, конечно, если бы пришлось говорить только о булочках с маслом, чипсах и лимонаде, а также о том, что их неумеренное потребление способствует появлению лишнего веса – смысла бы не было заводить разговор. Во-первых, с таким же успехом можно обсуждать поваренную книгу и книги рецептов для похудения. А во-вторых, меня бы можно было запросто упрекнуть в невнимательности. Ведь проблемы то на самом деле не в еде и даже не в ее количестве. Проблемы в том, что герои книги, как принято говорить у психологов, «заедают».

Именно это «заедание» и делает две такие разные повести «Зефирный Жора» Антонины Шипулиной и «Крупную кость» Елены Соковениной близкими и похожими.

Жора-Обжора и морской конек

Герой Шипулиной – Георгий Зефиров ученик четвертого класса и «вполне возможно, самый толстый мальчик на всем белом свете». Он, понятно, из-за своей полноты комплексует. А взрослые вокруг него не очень знают и понимают,  как ему помочь. Бабушка, чтобы порадовать и подбодрить любимого внука все время подкармливает чем-нибудь вкусненьким, мама ищет лучших докторов и готова даже поверить шарлатанке, обещающей исцелить ее Жорика. Папа – как и многие современные папы, слишком занят, чтобы глубоко вникать в проблемы сына. Дельный совет дает Жоре дядя – заняться спортом. Но ведь для того, чтобы пойти на секцию – нужно собрать волю в кулак, поверить в себя и в то, что тебе все по плечу. А Жоре – жертве злых шуток одноклассников, поверить в себя очень не просто. И так бы он и остался толстым бегемотом, если бы не…

Дальше, в повести Шипулиной все происходит как в сказке. Получив от мудрого дедушки загадочный подарок в спичечном коробке, Жора его теряет и долго не может найти. А затем, вновь обретя, получает от него те самые силы и ресурсы, которые нужны, чтобы совершить усилие над собой и измениться.

События повести поначалу тянущиеся, вялые, с обретением чудесного подарка, вдруг ускоряются. И это очень точный прием у Шипулиной. Мы понимаем, что и сам Жора, еще не вдохновившийся на то, чтобы круто поменять свою жизнь, как в патоке вязнет в каждом дне, проживая его медленно и скучно. Но открыв коробок и увидев там засушенного морского конька, понимает – вот пример. Сильный и выносливый, такой маленький житель морей может преодолеть любые трудности. И тогда Жора, еще очень зыбко, чувствует  – он тоже способен.

Дальше — проще. События начинают принимать почти кинематографические обороты – склейка, монтаж.  Жора решает принести дедушкин подарок в школу и показать Ромашкиной (даже у самых толстых мальчиков на свете есть девочки, которые им сильно нравится). Но главный обидчик – Кирилл Нагаев достаточно предсказуемо вырывает коробок из рук Жоры и собирается раздавить засушенного морского конька.

«Довольно предсказуемо» — это не плохо. Срабатывает жанр. Все-таки «Зефирный Жора» довольно четко вписывается именно в школьную повесть  о взрослении. А значит так и должно быть. Главный злодей совершает мерзкий поступок, а главный герой должен совершить усилие и в этот момент вырасти над собой.

Так и происходит. Чтобы спасти семейную реликвию, Жора, до этого спящий, пассивный, начинает действовать. Но тут Антонина Шипулина психологически точно пишет о том, что именно делает герой. Если бы Жора ударил Нагаева, если бы разбил ему нос (а он хотел! хотел! И читатель в этот момент на сто процентов его поддерживает!), то это был бы уже не Жора. Но нет, кулак замирает. Этого уже достаточно, чтобы трусливый, в общем-то,  Нагаев был наказан. А дальше… Снова склейка, монтаж… Ромашкина догоняет Жору и признается, что у нее астма. Но она никому об этом не говорит, чтобы…  Ну, вы поняли.

И снова склейка. Жора попросил папу записать его в бассейн. Он плавает и чувствует, что «совсем как морской конек».

На этом Шипулина ставит точку. Герой вырос. Миссия выполнена. Новый Жора – это уже персонаж совсем другой повести.

Лена с крупной костью

Героиня повести Елены Соковениной на Жору, на первый взгляд, совсем не похожа. Лена старшеклассница и у нее совершенно девчоночьи проблемы. Как влезть в любимые джинсы и как похудеть так, чтобы вон то платье на тебе прилично сидело, а «крупная кость», которая по семейному преданию передается у женщин ее семьи из поколения в поколение, не выпирала, откуда не надо. И тогда Лена начинает действовать. А она, надо сказать, девушка очень упорная. Решила похудеть, значит, голодать будет до упада (практически буквально). Понятно, что голодание даже в самых благих целях, до добра растущие организмы не доводит. Лена пропускает уроки, и ее грозятся выгнать из лицея, если она провалит выпускные экзамены. И тогда героиня Соковениной берется за ум. Она за рекордные сроки успевает подготовиться к важному событию и вдруг (о чудо!) обнаруживает, что похудела.

Автор не оставляет читателя с размышлениями один на один, она буквально на пальцах объясняет, что если бы некоторые Лены не тратили время напрасно, а занимались бы делом, то и мучится с похудением бы не пришлось – ведь «заедала» героиня не столько неуверенность в себе, свойственную многим подросткам, сколько кучу пустого времени.

Особенно ценной в этом ключе оказывается последняя глава. Письмо от взрослой Елены той самой, которая маялась проблемами с «крупной костью». В ней не только можно узнать, как сложилась судьба девушки, но и вычитать пару дельных практических советов о том, как держать себя в нормальном весе без экстремальных голодовок.

Текст: Ирина Лисова

Купит книгу в можно в «Лабиринте»