Краудфандинг в детской литературе: неужели работает?

Spread the love

Краудфандинг в России – в том числе сбор средств на издание детских книг – давно перестал быть новостью. С одной стороны. С другой – всё ещё вызывает смущение. Кто все эти люди и почему я должен их поддерживать? Что обо мне подумают, если я поделюсь кампанией у себя на странице? Или: это мой проект, но мне неловко, что об этом узнают знакомые, так что пусть как-то само. Реже: это мой проект, расшарю молча, без описаний и (не дай бог!) просьб, кому надо – те поймут.
Само собой, потом окажется, что никому не надо (кроме вас). Эти проблемы решаются в разделе “Продвижение” на любой платформе, а нас интересует другое: крауд на детские книги – в самом деле действенный рабочий инструмент?

Сколько их вообще, удачных кампаний? Какие они?

Кто собирает и на что

Вот, например, самый известный у нас литературный проект, “Додо Пресс” – давно и успешно выпускает книги краудом.


https://planeta.ru/campaigns/zoloto20vek_2018
Правда, книги не детские. Нельзя было обойти вниманием так вопиюще успешные сборы. Они идут уже не первый год, и даже просто наблюдать за процессом – очень интересно. Так что мы сейчас посмотрим, как дела у тех, чьи кампании касаются детской и подростковой литературы.

 

Самый беспрецедентный случай — проект годовалой давности. Издательство «Настя и Никита» и книжный магазин «Корней Иванович» собирали на книгу о Туле.

Идея Ирины Рочевой была вот какой: сделать не формальный туристический проспект, а что-то особенное. Книгу, в которой были бы не только знаменитые на всю страну ароматные медовые пряники, блестящие самовары, старинное серебряное оружие, а на всех искусных мастеров одно имя — Левша. Тула — это гораздо больше. И те, кто её знают и любят, хотели рассказать о своём городе так, чтобы дети любили его и гордились им. Кажется, ничего особенного, да? Хороший краеведческий проект, таких много, но… необходимую сумму, 150 000 рублей, собрали всего за 4 дня! И даже с перевесом: 105%.

https://planeta.ru/campaigns/tulabook

Как рассказывают авторы проекта, весь процесс работы над книгой  — от сборов до выхода тиража — занял всего 3 месяца. Невероятно. Но факт.

 

Из недавних и успешных на слуху, конечно, кампания издательства “А и Б” на издание книги Александры Бруштейн.

Комментированное издание “Дорога уходит в даль” успешно собрала 112% средств (кампания на Planeta.ru считается успешной после отметки 50%).
https://planeta.ru/campaigns/doroga_yxodit_commentary

С меньшим успехом (ровно 50%), но тоже удачно завершилась и похожая кампания: “Дорога уходит в даль” в аудиоверсии.

На аудиокнигу собирали в 2015 году и лично мне этот факт стал известен в поисках успешных проектов. Хотя собирал довольно известный продюсерский центр “Вимбо”.
https://planeta.ru/campaigns/10925

Интересное наблюдение: “Два – это не куча”, и всё же известное имя и любовь читателей, судя по всему, сыграли свою роль.

Куда хуже приходится новым именам. Скажем, “Журнал с крутыми картинками для мальчиков, девочек и их озорных родителей” “Муча-Буча” в 2017 г. не дотянул даже до 30%


https://planeta.ru/campaigns/moochaboocha
При том, что в числе художников такие известные имена как Тим Яржомбек, Александра Балашова, Аня Десницкая.

Стоит отметить, что год спустя эти имена зазвучали громче. Чего стоит одна Аня Десницкая, которую сегодня знают практически все по книге “История старой квартиры”!
Ну, а первый номер журнала всё же вышел в электронной версии, его можно найти в библиотеке Bookmate.

Ещё одна показательная неудача – проект двухлетней давности “Планета Вилли”.

На книжку о мальчике с синдромом Дауна издательству “Самокат” удалось собрать только 9%
https://planeta.ru/campaigns/10892
Здесь тоже любопытная ситуация. За прошедшие два года сильно набрала обороты тема особых детей. Возможно, если бы старт состоялся сейчас, результаты были бы другими? Или всё же нет?
Кстати, книга “Планета Вилли” всё же вышла.

Комиксы – в массы

Можно сказать, что чуть лучше ситуация с комиксами. Проектов попросту больше. И не стоит считать комиксы чем-то детским или даже подростковым: они такие не всегда. Так, например, “Сборник белоэмигрантских графических романов по русской классике” успешно завершился в 2017 г. с результатом 266%.


https://planeta.ru/campaigns/russiancomics
Никто не говорит, что подростки не могут читать такие книги. Могут, если хотят. Но подростковыми их всё же никто не назовёт.

Не менее успешен и проект двухгодичной давности – графический роман “Земля королей” Фёдора Нечитайло ( Fedor Comix).

https://planeta.ru/campaigns/kings

Его сбор составил 264%.

112% собрала кампания на издание комиксов о рок-группе из зомби Breakers o’ Silence:


https://planeta.ru/campaigns/breakers
Стоит оговориться, что собирали тоже небезывестные люди: дуэт KOmixSISTERS, Дарья и Мария Конопатовы.

А вот проект “Пермский инцидент” – эко-мистический триллер о “самой древней Перми, получившей новое физическое воплощение” собрал всего 20% от заявленной суммы.


https://planeta.ru/campaigns/berbek_perm

Не получилось и у проекта “Скороход” (тоже проект 2015 г.).


https://planeta.ru/campaigns/20914
Его авторы собирали на образовательные комиксы по адаптации детей из детских домов к обычной жизни. Сборы составили всего 8% от заявленной суммы в 150 000 рублей

Интересное наблюдение: независимо от размера заявленной суммы средний сбор составляет обычно 18-20 000 рублей.

На что собирают сейчас?

Издательство “Настя и Никита” в тандеме с магазином книг и игрушек “Кукуля” собирают на новую книжку: на этот раз о Байкале


https://planeta.ru/campaigns/74379
Уникальный природный объект вызывает интерес давно, тема богатая, а вот современных детских книг о нём почему-то пока нет. Планируется тонкая книжка (24 страницы), много цветных иллюстраций, о сложных вещах простым и хорошим языком – обычный формат “Насти и Никиты”. До конца 35 дней, сбор на сегодня – 30%, есть шанс, что до отметки “Успешная кампания” всё же дойдёт.

Журнал “Иностранная литература”, известный своей детской страничкой, собирает на покупку авторских прав переводов лучших мировых авторов


https://planeta.ru/campaigns/73870
Шансы – хоть ставки делай. С одной стороны, сбор идёт довольно быстро. С другой – всё ещё 6%. Время, однако, есть. Проекту всего несколько дней.

 

Издательство «Кетлеров» собирает на книгу о московском метро.

https://planeta.ru/campaigns/76373

О его создании и создателях, о людях, участвовавших в его становлении, о легендах и фактах, ну, и о нас с вами, его пассажирах. Обещают раскрыть много тайн. Ещё интересный момент — имя автора. Берта Бухарина 32 года проработала в газете «Метростроевец». Проект запущен 16 февраля, нужно 900 000, впереди 100 дней.

 

А вот очередная попытка создания книги сказок с трёхмерными иллюстрациями в стиле книг, описанных в “Гарри Поттере”.

https://planeta.ru/campaigns/75740
Было желание пройти мимо, но 3D-кот, “вырастающий” из книги, сразил наповал.

Почему  хочется пройти мимо? Сильно смущает неоригинальное видео в описании проекта, отсутствие фрагментов текста, да и в целом проект оставляет желать лучшего. (Но кот, опять же, мимо пройти не дал).
Личное мнение: соберут вряд ли. Сумма большая, а таких прогоревших проектов я видела уже много. Все – про “книги будущего”. Но интересно. Рано или поздно подобные книги всё равно займут своё место. Скорее всего, они будут выходить в виде отдельных приложений. В том числе и за счёт крауд-кампаний.

 

Из комиксов и аудиокниг можно поддержать творческую группу “Лимфа”. Здесь хотят напомнить о таких забытых жанрах как классическая приключенческая и детективная фантастика. Опубликованы более 10 часов аудиокниг и графический роман. Собирают на следующие серии того и другого.

https://planeta.ru/campaigns/78618

 

На приключенческой ноте — немного личного опыта.

Мой собственный проект – издательство электронных книг “Эдвенчер Пресс”, тоже специализируется на приключениях. Чаще ретро. Краудфандингом занимаемся с прошлого года. Первый наш проект на издание бумажной книги тоже потерпел крах.


https://planeta.ru/campaigns/sakvojazh
Подумав о причинах, мы пришли к следующим выводам.

Проблема 1. Сложный читательский адрес
Он звучит так: “Для мужчин от 15 лет и также для девочек, которые в детстве не любили играть в куклы”. Сейчас, год спустя, мы уже хорошо знаем, как подготовить почву для кампании, как заручиться поддержкой групп в социальных сетях – и даже имеем такие возможности. Но не сможем их использовать. Потому что в курсе: юношеской литературе – если это не любимый родителями Жюль Верн или Джек Лондон – очень сложно. Современные или просто не известные ранее книги становятся жертвой родительского фильтра.
И хотя по нашим представлениям цикл об авантюристах очень сдержан в смысле “лишнего” и честен с подростком, родители считают его слишком взрослым. Нечто вроде «дайте мне анатомический атлас для детей, только без этого самого». Подростки, в свою очередь, маркировку 12+ воспринимают как оскорбление. Такой тупик — стандартная проблема литературы young adult в России. Из-за которой издатели не любят с ней работать.
А мы хотим работать именно с ней. И считаем глупостью такое серьёзное восприятие возрастной маркировки. И даже более – полагаем, что у нас найдутся союзники. Это главные причины, по которым мы обратились к краудфандингу.

Проблема 2. Узкая аудитория
Аудитория у нас действительно – любящая, но неширокая. Не может быть широкой аудитории у людей, любящих историю, книги и пошутить. Это мы знаем давно, и это –  та причина, по которой издательство, которое поначалу планировалось как обычное, стало электронным.

Что мы со всем этим сделали
Оценив возможности первой кампании (а они как раз и составили среднестатический результат в районе 20 000), мы решили, что не зря выбрали стезю электронного книгоиздания. И запустили новый крауд – уже только на электронное издание.


https://planeta.ru/campaigns/missisfox
Он стал удачным.
Следующая кампания стартовала совсем недавно.


https://planeta.ru/campaigns/secret-for-mr-ford
Тоже собираем только на электронную книгу. “В пути” две недели. На сегодня собрали 10%, впереди 80 дней.
Мысли о бумаге отложили, но не навсегда. Планируем бросить попытки называть свои книги подростковыми и просто маркироваться 18+.
Это, очевидно, меньшее из зол.

То, что стоит добавить

Возможно, краудфандинг действительно поможет детской литературе. Яркие, качественные независимые издательства часто вынуждены отказываться от интересных проектов.  Потому что не уверен отдел продаж. Потому что риск. «Потому что не для массовой аудитории».

Так, может, и пусть её, эту массовую аудиторию? Сколько можно-то? Почему бы не  попробовать решить  проблему  в связке с самими читателями? Читатели ведь голосуют рублём.

Проблема даже не в том, что в краудфандинге есть правила, которые нужно уметь применять. Это вопрос опыта. Проблема в том, что мы до сих пор стесняемся «просить». Идти молча ко дну и закрывать хорошие серии почему-то не стесняемся. А выжить, потому что нужны читателям — да.

Хотя нельзя не признать, что стеснения тоже стало меньше. Процесс пошёл.

Текст: Елена Соковенина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *